О нас

MakeTest – проект, целью которого является повышение качества математического образования в Российской Федерации.
Основатели проекта

Профессор кафедры высшей математики НИУ ВШЭ-Пермь, ординарный профессор Высшей школы экономики, кандидат физико-математических наук, семикратный «Соросовский» учитель Иванов Анатолий Прокопьевич, разработчик базы тестовых заданий и технологии диагностики и систематизации знаний.

Доцент кафедры высшей математики Пермского государственного научно-исследовательского университета, кандидат технических наук Иванов Александр Анатольевич, соавтор базы тестовых заданий по математике.

Архитектор системы «MakeTest» - математик-программист по образованию, соавтор идеи «МакеTest», разработчик первой версии «МакеTest» - Геранина Ирина Владимировна.

Вехи проекта

1992г.- возникновение идеи использования тестов для обучения математике, разработка формата тестового задания, формата тестирования;

1993г.- начало использования тестов на курсах для поступающих в ПГУ, выпуск первого издания пособия «Тесты для подготовки к математике». Принятие тестов как стандарта вступительных экзаменов в ПГУ;

1994г. – издание пособия «Тематические тесты для подготовки по математике», впервые представлена структура базы тестовых заданий, содержащая восемь тем школьной математики: преобразования алгебраических выражений, простейшие функции, простые уравнения, простые неравенства, логарифмическая и показательная функции, тригонометрия, прогрессии, планиметрия; проведение олимпиад SuperTest в ПГУ;

1995г. - издание пособия Иванов А.П. «Математика. Тесты и контрольные работы»;

1997г. - выпуск первого издания пособия Иванов А.А., Иванов А.П. «Тематические тесты для систематизации знаний по математике» в двух частях;

1998г. – разработка в электронном виде базы тестовых заданий по математике. Реализация первой версии программного комплекса для автоматизации тестирования «MakeTest»;

1999-2001гг. - использование «МакеТest» для проведения вступительных экзаменов по математике в ПГУ; проведение вступительных экзаменов и олимпиад в форме тестирования в Высшей школе экономики г. Пермь, г. Москва;

2004г. – регистрация авторских прав на базу тестовых заданий и программный комплекс «МакеТest»; выпуск издания А. П. Иванов «Систематизация знаний по математике в профильных классах с использованием тестов», содержащее полное описание методики и рекомендации учителю по использованию технологии диагностики и систематизации знаний;

2005г. – издание пособия Иванов А.П. «Тесты по математике для 9-го класса»;

2005-2013гг. – проведение учительских олимпиад в Пермском крае;

2007-2011гг. – издание пособий Иванов А.П. «Тесты по математике» с 4-го-8 го классов. На настоящий момент список пособий, обеспечивающий и учителю, и ученику возможность работать по системе Иванова, содержит следующие издания:

  • - Иванов А.А., Иванов А.П. Математика: Пособие для поступающих в вузы. – М: Изд-во МФТИ, 2011;
  • - Иванов А.А., Иванов А.П. Тематические тесты для систематизации знаний по математике Часть 1. М: Изд-во МФТИ, 2011;
  • - Иванов А.А., Иванов А.П. Тематические тесты для систематизации знаний по математике Часть 2. М: Изд-во МФТИ, 2011;
  • - Иванов А.П. Тесты и контрольные работы по математике. – М: Изд-во МФТИ, 2010;
  • - Иванов А.П. Развивающая математика с тестами для девятиклассников. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2011;
  • - Иванов А.П. Тесты для систематизации знаний по математике (8 класс) – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2010;
  • - Иванов А.П. Тесты для систематизации знаний по математике (7 класс) – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2010;
  • - Иванов А.П. Диагностические тесты по математике (6 класс). – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2011;
  • - Иванов А.П. Диагностические тесты по математике (5класс). – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2011;
  • - Иванов А.П. Диагностические тесты по математике (4 класс). – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2011.

2007-2013гг. – проведение диагностических тестирований по заявкам школ;

2011г. – разработка концепции интернет-версии системы автоматизации тестирования «Maketest»;

2012г.- формирование электронной версии базы тестовых заданий по математике для 4-го – 11 классов, начало опытной эксплуатации интернет-версии «MakeTest».

История развития проекта

Первые элементы того, то мы сегодня представляем как «Технология диагностики и систематизации знаний по математике» начал применять на курсах по подготовке к экзаменам по математике в 1992г. Анатолий Прокопьевич Иванов. Был разработан стандарт теста – 30 тестовых заданий закрытого типа с 5 вариантами ответов, среди которых существует единственный правильный. Было определено оптимальное время проведения тестирования – 60 минут. Разработаны удобные и технологичные бланки ответов. В том же году был опубликован первый сборник тестовых заданий для подготовки учащихся 11 классов к сдаче вступительных экзаменов в вуз. Каждое задание проходило многократную апробацию, задания подбирались так, чтобы соблюдался следующий подход к обучению: повторение, актуализация знаний, обязательных для успешного восприятия нового материала; изложение нового материала с использованием большого количества практических заданий; закрепление пройденного теоретического материала путем тренинга по решению задач; индивидуальный и групповой мониторинг.

Начиная с 1993-1994г.г. тесты активно использовались на курсах по подготовке к поступлению в ПГУ и наряду с традиционными контрольными работами стали одной из форм экзаменов по математике при поступлении в ПГУ. В 1994г. Иванов А.П. издал пособие «Тематические тесты для подготовки по математике», где впервые была представлена структура базы тестовых заданий, содержащая восемь ключевых тем школьной математики: преобразования алгебраических выражений, простейшие функции, простые уравнения, простые неравенства, логарифмическая и показательная функции, тригонометрия, прогрессии, планиметрия.

Использование тестов позволило существенно интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения. В основе подхода лежит следующая простая идея: учитель должен проверять знания учеников как по текущему материалу, так и пройденному за месяц, четверть, год настолько часто насколько это возможно. Традиционные формы контроля (опросы с места, либо ответы у доски) не позволяют оценить знания всех учащихся в классе. Проводить контрольные работы достаточно часто затруднительно в связи с трудоемкой процедурой проверки. С другой стороны, быстро выяснилось, что выдача индивидуальных результатов тестирования с указанием верных ответов каждому ученику активно стимулирует учащегося к продуктивному анализу собственных результатов, а удачно подобранные ответы, рассчитанные на типовые ошибки, позволяют каждому выявлять собственные системные ошибки.

С 1994г. тесты Иванова стали фактически стандартом на курсах по подготовке к вступительным экзаменам в ПГУ, а также стали активно использоваться в школах многими коллегами Иванова А.П. по университету. Практически с самого начала построения технологии диагностики и систематизации знаний идею активно поддержали преподаватели университета Бячков А.Б., Дербенева С.В., Скачков А.П., Антонов В.А., Мерзляков А.Ф.

В 1997 году Иванов А.П. совместно с Ивановым А.А. издали пособие «Тематические тесты для систематизации знаний по математике» в двух частях. Пособие содержит большое количество тестовых заданий, удачно систематизированных, в том числе по принципу возрастания сложности. Что позволило реализовать базовый принцип обучения от простого к сложному.

В 1998 году была успешно реализована идея создания программного комплекса для автоматизации тестирования «МакеTest». Иванов А.А. систематизировал базу тестовых заданий, Геранина И.В. спроектировала архитектуру и разработала «движок» системы «MakeTest».

Система тестов прошла многолетнюю апробацию в ряде учебных заведений: школах и лицеях Пермского края, Пермском государственном университете, государственном университете Высшей школе экономики; апробировалось учителями городов Надым, Чебоксары, Димитровград, Киров, Глазов, Якутск, Москва. Каждое задание представляет собой результат использования современной технологии разработки, включающей в себя неоднократную предварительную «обкатку» тестов в различных по уровню знаний группах учащихся, последующую статистическую обработку результатов и корректировку тестовых заданий в соответствии с принятыми критериями качества.

Начиная с 1999 года на протяжении ряда лет «MakeTest» успешно использовалась при проведении вступительных экзаменов по математике в ПГУ, ПФ Высшей школы экономики. В период 2001-2002 года тесты Иванова А.П. использовались на вступительных экзаменах по математике в Высшей школе экономики г.Москва. База «MakeTest» непрерывно пополняется новыми заданиями. Качественно новые возможности система «MakeTest» получила с 2011 года, когда была разработана интернет-версия «MakeTest». Огромный вклад в развитие этого продукта внес главный программист проекта «МакеTest» Шадрин Г.Г.

Современные возможности системы «MakeTest»

Одним из ключевых элементов технологии диагностики и систематизации знаний является система автоматизации тестирования MakeTest. Сегодня MakeTest структурно представляет собой, во-первых, основание айсберга – огромный массив заданий по математике и мощный движок для формирования качественных тестов, учитывающий множество параметров, и вершину айсберга – сайт MakeTest, а также приложение для автоматизированного сканирования результатов бумажного тестирования.

МакеТest предоставляет учителю следующие возможности:

  • - Использовать базу тестов, созданных разработчиками, с одной стороны, с другой – самостоятельно создавать из базы задач готовые тесты, отвечающие заданным критериям;
  • - Все созданные тесты учитель может использовать как в форме бумажного, так и компьютерного онлайн-тестирования;
  • - Качественный массив пособий, в том числе теоретического характера, специально разработанные контрольные работы и возможность автоматизации ввода результатов и их обработки замыкают систему.

В результате технология диагностики и систематизации знаний в целом и система «MakeTest» в частности представляет собой мощнейший инструмент для повышения эффективности обучения математике.

Философия функционирования MakeTest следующая: команда разработчиков системы на протяжении более чем двух десятилетий создавала, апробировала и систематизировала массив заданий, на основе которого создана база шаблонов тестов по математике для учащихся 4-11 классов, каждый шаблон в свою очередь позволяет сформировать тест, пригодный как для тестирования на компьютере, так и для бумажного тестирования.

Зарегистрированный в системе учитель получает возможность использовать всю подготовленную разработчиками базу тестов в своей учебной деятельности. Огромное количество уже подготовленных тестов и возможность проведения бумажного тестирования позволяют учителю интенсифицировать процесс обучения с одной стороны, а с другой – вовлечь в него всех без исключения учеников. Предоставляемая системой возможность компьютерного тестирования нацелена в первую очередь на самостоятельную домашнюю работу ученика, но может быть использована также для тестирования всего класса в специализированном компьютерном классе.

Используя MakeTest, учитель получает возможность накапливать информацию о прогрессе ученика, получая огромную информацию для анализа. C его помощью учитель в состоянии посмотреть, например, как была решена та или иная задача нынешним 11-классником, в то время когда он был учеником седьмого класса. Подобная информация и возможность проанализировать ее в автоматизированном режиме предоставляет огромные возможности для индивидуализации учебного процесса, причем в отношении как всего класса, так и отдельного ученика.

При разработке структуры и наполнении базы авторы уделили особое внимание обеспечению возможности высветить взаимосвязи разных разделов математики, а также организации эффективного процесса повторения материала.

К настоящему времени полностью успешно реализована основная идея разработчиков системы: создать обширную совокупность тестовых заданий, систематизировать задания по различным категориям, создать на основе получившейся базы заданий базу тестов, предоставить учителю возможность использовать созданные авторами тесты и, кроме того, обеспечить учителю возможность создавать на основе базы собственные тесты.

Особо ценной, краеугольной, с точки зрения использования технологии диагностики и систематизации знаний, особенностью MakeTest является возможность проведения бумажного тестирования с последующей оперативной проверкой и анализом результатов.

После введения ЕГЭ по математике в России выяснилось, что учащиеся, обучавшиеся по технологии Иванова А.П., получали более высокие баллы на этом экзамене. Учащиеся, имевшие высокий рейтинг по результатам тестирований в школе, успешно справлялись, в том числе и с заданиями части «С» ЕГЭ (см. презентацию «Эффективность использования нашей технологии диагностики и систематизации знаний»).

Итак, тестирования всего класса по специально подобранным, вплоть до индивидуально-ориентированных, тестам; быстрая автоматизированная (с использованием сканера) проверка и обработка результатов; назначение домашних заданий в форме компьютерного или бумажного тестирования; анализ огромного массива получаемых данных, с оформлением результатов виде различных отчетов, в разрезе класса и ученика, по отдельному тестированию или по совокупности тестирований, позволяющих оценить уровень знаний, динамику изменения, текущие и хронические пробелы; плюс, специально разработанные письменные контрольные работы и набор пособий, – все это и есть технология диагностики и систематизации знаний Иванова.

Команда проекта
Руководитель проекта - Иванов Александр Анатольевич – кандидат технических наук.
Научный руководитель - Иванов Анатолий Прокопьевич – кандидат физико-математических наук.
Архитектор системы «MakeTest» - Геранина Ирина Владимировна.
Архитектор системы «MakeTest», главный программист проекта – Шадрин Геннадий Геннадьевич.
Эксперт по базе тестовых заданий системы - Непомнящий Андрей Сергеевич.
Эксперт по разработке интерфейса и тестированию системы - Попова Марина Владимировна.
Эксперт по разработке интерфейса и тестированию системы - Каширцева Алла Валерьевна.
Системный администратор - Тихонов Анатолий Николаевич.
Эксперт по базе тестовых заданий системы «MakeTest» - Тихонова Наталья Евгеньевна.